Как выбрать радиоуправляемый самолет?

Как выбрать подходящую модель радиоуправляемого самолета? Что нужно знать перед покупкой радиоуправляемого самолета? Какие модели самолетов бывают и чем они отличаются?

Еще несколько десятилетий назад радиоуправляемые самолеты были практически недоступны. Их могли себе позволить либо очень состоятельные люди, либо участники разнообразных кружков авиамоделистов. Сегодня радиоуправляемые самолеты перестали быть уделом избранных. На рынке представлено огромное количество моделей от простейших игрушек, до профессиональных копий реальных машин. Есть самолеты, которые подойдут самым маленьким, а есть модели, которые будет непросто освоить даже взрослому человеку. В мире радиоуправляемых игрушек найдется место, как творчеству, так и спортивному азарту. Именно поэтому для многих людей, радиоуправляемые самолеты являются не просто игрушкой, а полноценным хобби.

Предположим, Вы решили купить радиоуправляемый самолет, но ассортимент настолько разнообразен, что у Вас разбегаются глаза. Это абсолютно нормально. Прежде чем выбрать конкретную модель надо хотя бы немного ознакомиться с их классификацией. Собственно, этим мы сейчас и займемся.

Начнем с того, что все модели радиоуправляемых самолетов грубо можно разделить на две группы: модели для начинающих (или, как еще их называют, «модели-тренеры») и модели для продвинутых любителей и профессионалов.

Первые можно отличить по характерному расположению основного крыла – оно должно быть сверху. За счет подобной конструкции центр тяжести самолета находится ниже уровня крыльев, поэтому модель стремиться к самостабилизации. Плосковыпуклый профиль крыла позволяет летать с относительно маломощными двигателями, обеспечивающими тягу в два раза меньшую, чем вес модели.

Подобные радиоуправляемые самолеты способны прощать многие ошибки пилота, однако, 2-4 часа, проведенные перед компьютерным симулятором (например, FMS 3D), помогут Вам почувствовать себя более уверенно.

Купить радиоуправляемый самолет 

Классическим примером радиоуправляемого самолета для новичка является WingDragon от компании Art-tech. Существует большое количество его модификаций (например, с коллекторным и бесколлекторным двигателями) и цветовых вариантов исполнения. Его легко чинить (крыло может быть заменено куском потолочной плитки) и вместе с тем его конструкция практически полностью исключает поломку мотора при столкновении, так как мотор и винт расположены чуть сзади.

К любительским моделям, подходящим для первого полета, можно в некоторой степени отнести планеры. Они также очень удобны в управлении во время полета, но, если планер обладает значительным размахом крыльев (1.5-2 метра), то для первого раза он вряд ли будет удачным решением, т.к. у неопытных пилотов скорее всего возникнут проблемы со взлетом и посадкой (большой размах крыльев увеличивает риск касания земли во время захода на посадку). Примером небольшого планера, который можно смело рекомендовать новичку, является Sky Serfer от Nine Eagles.

 Радиоуправляемый самолет купить

 

При выборе радиоуправляемого самолета следует также обратить внимание на степень готовности модели. Если Вы хотите как можно быстрее попробовать свои силы в воздухе, необходимо брать полностью собранный самолет RTF (Ready-to-Fly). В противном случае, если Вас больше интересует процесс сборки, можно взять KIT модели, которые представляют собой лишь набор необходимых деталей и материалов.

По поводу второй категории самолетов (продвинутый любительский и профессиональный уровни) говорить нужно отдельно и это выходит за рамки данного обзора. Скажем только, что эти модели отличаются более мощным двигателем (электро или ДВС), большим числом каналов управления (как правило, от 6 и выше), нижним расположением крыла и пр. Они способны выполнять полный набор фигур высшего пилотажа и даже больше (т.е. то, на что их настоящие собратья не рассчитаны), однако, эти модели дороже стоят и они сложнее в управлении (требуется более тщательная предварительная подготовка).

В завершение обзора приведем более формализованную классификацию радиоуправляемых самолетов:

 

В основном радиоуправляемые модели делятся на следующие типы:

  • Тренировочные (или «тренеры») — простые бюджетные модели с высоко расположенным крылом (высокоплан). Они неприхотливы в управлении, но ограничены в маневренности и скорости. Как правило, тренировочные модели не имеют реальных прототипов в авиации. Внешний вид определяется в большей степени требованиями «неубиваемости» и простоте управления. Можно встретить «тренеры» с толкающими винтами, расположенными позади носа самолета.
  • Пилотажные — модели, предназначенные для выполнения фигур высшего пилотажа. Требуются навыки управления. Чаще выполнены как низкопланы или среднепланы. Встречаются модели, имеющие реально-существующий прототип, но иногда пилотажные характеристики ставятся на первое место.
  • Фан-флайеры — модели, созданные для выполнения самых сложных фигур (т.н. 3D пилотаж). В них сделан акцент на крупных управляющих поверхностях с быстрыми механизмами, которые обеспечивают высокую маневренность самолета. Тяговооруженность фанфлайеров обычно заметно выше единицы (отношение тяги самолета к его весу). Большинство из них не претендует на копийность.
  • Копии и полукопии — модели, по своему внешнему виду, типу тяговой установки и летным характеристикам, максимально приближенные к настоящим авиамашинам. Обычно у таких радиоуправляемых самолетов имеется убираемое шасси и механизация крыла. Наиболее продвинутые копии позволяют управлять бортовыми огнями, тормозным капюшоном или фонарем кабины.

 

Силовая установка радиоуправляемого самолета

Чаще всего радиоуправляемые самолеты оснащены электродвигателем или двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Редкие модели оснащены реактивными двигателями.

 

Модели радиоуправляемые с электродвигателями 

До недавнего времени, пока литий-полимерные аккумуляторы не были столь популярны, модели с электродвигателем были достаточно редкими и дорогими и радиоуправляемые самолеты комплектовались ДВС. Однако после того, как LiPo аккумуляторы стали доступны, за счет их легкости и большой токоотдаче, популярность электродвигателей сильно возросла. Можно сказать, что теперь ДВС и электродвигатели стали конкурировать на равных.

В большинстве современных радиоуправляемых самолетах ставится бесколлекторный трехфазный бездатчиковый двигатель, мощность которого колеблется от 5 до 7000 Вт, а вес – от десятков граммов до килограммов.

  • Преимущества:
  • Модель чистая, без следов смазки, топлива. В помещении не пахнет выхлопами.
  • Электродвигатель не глохнет
  • В течении полета можно произвольное количество раз включать и выключать двигатель
  • Проще в обслуживании и подготовке к полету
  • Меньшая зависимость от внешних условий (температура, влажность и пр.)
  • Звук работающего двигателя заметно тише, чем у ДВС
  • Запуск моделей в жилых помещениях
  • Возможность создания более миниатюрных образцов
  • В течение полета центр тяжести и масса самолета не меняются (у ДВС он смещается за счет изменения массы топлива в баке)
  • Аккумулятор разряжается плавно, поэтому ситуация, когда модель осталась в воздухе без возможности управления практически исключена
  • Недостатки:
  • LiPo аккумулятор пожароопасны
  • Из-за падения напряжения тяга двигателя не постоянна во время полета
  • Отсутствие выхлопа и характерного звука работающего двигателя некоторыми авиамоделистами расценивается как недостаток
  • Медленная зарядка аккумуляторных батарей
  • Аккумуляторы имеют значительную массу (от 15-60% веса модели), поэтому требуют тщательного выбора места для их установки
  • По сравнению с ДВС обычно в 1.3 – 2 раза проигрывают по времени полета на одном аккумуляторе

 

Модели радиоуправляемые с ДВС 

Модельный ряд начинается от700 грамми заканчивается десятками килограммов. Используются четырехтактные и двухтактные двигатели. Большое распространение получили калильные двигатели, реже встречаются компрессионные, бензиновые или пневматические.

  • Преимущества:
  • После быстрой дозаправки модель снова готова к полету
  • Звук работы ДВС и выхлоп делает модель еще ближе к оригиналу
  • По мере расходования топлива модель становится легче (10-25%)
  • Сила тяги не меняется в течение всего полета
  • По сравнению с электродвигателями, возможность более продолжительного полета (в среднем в 1.3 – 2 раза)
  • Недостатки:
  • Более шумные
  • Потребность в регулярном обслуживании двигателя
  • Из-за следов топлива, смазки и выхлопа модель достаточно трудно держать в чистоте. Со временем приобретает характерный запах. Непригодна для хранения в жилом помещении
  • Зажигание двигателя создает помехи для бортового приемника
  • Топливо достаточно дорого
  • Модель может потерять управление, но при этом продолжать лететь без всякого контроля

 

Модели радиоуправляемые с реактивными двигателями 

Это крупные модели от 3 и более килограммов.

  • Преимущества:
  • Все те, что у ДВС
  • Еще большая энерговооруженность двигателя (сила тяги деленная на вес)
  • Недостатки:
  • Еще больше шума
  • Имеют большие размеры, т.к. не существует недорогих миниатюрных реактивных двигателей
  • Топилов и смазка по-прежнему пачкают модель
  • Требуются специальные инструменты, обслуживание перед и после полета
  • Сложная технология запуска
  • Высокая цена
  • Сложная бортовая аппаратура, отвечающая за управление двигателем
  • Турбореактивный двигатель более инертен, нежели ДВС
  • Как у ДВС – возможность незаметно и резко потерять связь с центром полетов

 

Размеры самолета радиоупрвляемого

Радиоуправляемые модели традиционно разбиваются на классы в зависимости от объема двигателя (выражается в сотых долях кубического дюйма) 

Например: 
15 класс (2,5 см³) 
21 — 25 класс (3,5 — 4 см³). 
30 — 35 класс (4,9 — 5,8 см³) 
40 — 46 класс (6,5 — 7,5 см³). Нормально для самолетов с размером крыла 1.5 – 2 метра и весом в районе 3-5 кг
50 — 61 класс (8,5 — 10 см³).
90 — 91 класс (≈15 см³). Размах крыла 2-2.5 метра, вес 5-7 кг 
108 класс (≈18 см³). 
120 класс (≈20 см³). 
140 класс (≈23 см³). 
160 класс (≈26 см³). 
180 класс (≈30 см³).

 

Радиоуправляемый самолет.Управление

В целом управление радиоуправляемого самолета похожа на управление боевым аналогом. Однако, на рынке достаточно много упрощенных моделей с меньшим числом каналов: 

2-канальные. Управление осуществляется за счет изменения оборотов пропеллера и контролем направления (азимута).

3-канальные. Помимо элементов управления, описанных выше, появляется возможность изменять высоту не только «газом», но и поворотом элевонов.

4-канальные. Наиболее распространенные модели. Контролируется газ, тангаж, крен и азимут. 

5 и более каналов. Последние каналы могут быть предназначены для управления подвижными элементами крыла (закрылки, крыло с изменяемой стреловидностью, выпуск шасси, камера и пр.), а также работой гироскопа 

Комплект поставки самолета радиоуправляемого

KIT — содержат набор элементов для самостоятельной сборки самолета. Такая сборка потребует достаточно много времени и опыта. Среди плюсов – наличие широких возможностей для модернизации под себя.

ARF — (англ. Allmost Ready to Flight) Почти готовый к полету самолет. Основные элементы уже собраны, необходимо только соединить крупные узлы. На сборку обычно уходит несколько часов. Иногда комплект оснащают двигателем, однако аппаратуру управления необходимо устанавливать собственную. Достоинство – гибкий выбор двигателя и электроники

RTF — (англ. Ready to fly) Готов к полету! Как правило для полета необходимо лишь залить топливо (или купить/зарядить аккумуляторы). Комплекты рассчитаны на новичков, поэтому начинка ставится эконом-класса.

PNP — (англ. Plug and Play), «включил и играй – летай». Есть всё кроме аппаратуры управления (т.е. пульта). Рассчитано на тех, у кого уже есть привычный джойстик. 

Радиус действия радиоуправляемого самолета

Обычно управление радио моделями самолетов происходит в пределах видимости. Для этого стараются использовать яркую, контрастную окраску. Дальность действия приемо-передающей части заметно превышает расстояния прямой видимости.

Мы надеемся, что наш обзор помог Вам найти ответы на интересующие вопросы и хотя бы немного разобраться в мире радиоуправляемых самолетов.

Уверены, Вам понравится авиамоделизм и скорее всего он превратится в одно из любимых увлечений!